Профессиональная ориентация учащихся – одно из важных направлений образовательного процесса в учреждении, осуществляемое педагогом-психологом, педагогом социальным, классными руководителями, библиотекарем под руководством заместителя директора по ВР.
Цель профориентации: создание условий для осознанного выбора учащимися своей будущей профессии.
Основные задачи профориентационной работы:
• Формировать у учащихся положительное отношение к труду и людям рабочих профессий
• Расширять представления учащихся об отраслях и профессиях, потребностях современного рынка труда, требованиях к кадрам в условиях быстрого развития информационно-коммуникационных технологий и рыночных отношений
• Организовать психолого-педагогического сопровождение формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению
• Создавать условия для своевременного профессионального информирования родителей о действующем рынке профессий и образовательных услуг; взаимодействие семьи и школы по вопросам профориентации учащихся
Мероприятия по профориентации учащихся, проводимые в школе, разнообразны по своей форме и содержанию:
- Факультативный курс "Мое профессиональное будущее" 9-е классы
- Психологическая диагностика профессиональной ориентации учащихся
- Экскурсии на предприятия района
- Неделя профориентации (январь)
- Встречи с представителями различных профессий, специалистами Управления по труду, занятости и социальной защите Мядельского райисполкома
- родительские собрания, тематические консультации для родителей и др.
Рекомендации психолога учащимся.
7 шагов к взвешенному решению
1 .Составьте список подходящих для вас профессий. Напишите все профессии, которые вам нравятся и интересны.
2. Составьте описание вашей будущей профессии, какой вы ее видите. Попробуйте составить список требований к выбираемой профессии по плану:
- выбираемая профессия и будущий род занятий;
- выбираемая профессия и жизненные ценности;
- выбираемая профессия и жизненные цели;
- выбираемая профессия и ваши сегодняшние проблемы;
- выбираемая профессия и реальное трудоустройство;
- желательный уровень профессиональной подготовки;
- выбираемая профессия и ваши склонности и способности;
- желательные содержание, характер и условия работы.
3. Выясните, насколько все перечисленные требования значимы для вас, что в будущей профессии для вас будет наиболее важно.
4. Оцените свое соответствие требованиям каждой из подходящих профессий.
Проанализируйте, развиты ли у вас профессионально важные качества, отвечают ли интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.
5. Подсчитайте и проанализируйте результаты. Подумайте, какая профессия из всего списка больше других подходит вам по всем пунктам.
6. Проверьте результаты. Чтобы убедиться в правильности размышлений, обсудите свое решение с родителями, учителями, педагогом-психологом, профконсультантом.
7. Итак, решение принято, теперь необходимо обозначить основные практические шаги к успеху. Важно определить, в каком учебном заведении и на каких условиях вы сможете получить профессиональное образование, как развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность среди других абитуриентов.
1. Дайте своему ребёнку право выбора своей будущей профессии.
2. Обсуждайте вместе с ними возможные "за" и "против" выбранной им профессии.
3. Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материального удовлетворения, но и с позиции морального удовлетворения.
4. Учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребёнка, которые необходимы ему в данной специальности.
5. Если возникли разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами-консультантами.
6. Не давите на ребёнка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами.
7. Поддерживайте ребёнка, если у него есть терпение и желание, чтобы его мечта сбылась.
8. Если ваш ребёнок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно исправить.
9. Если ваш ребёнок рано увлёкся какой-то профессией, дайте ему возможность поддержать этот интерес с помощью литературы, занятия в кружках и т. д.
содержащие информацию по профориентации:
- Министерства образования Республики Беларусь: www.edu.gov.by
- Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь: www.mintrud.gov.by
- Национального института образования: www.adu.by
- Академии последипломного образования :www.academy.by
- Республиканский институт профессионального образования: www.ripo.unibel.by
- Главный информационного-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь: www.giac.unibel.by
- Республиканский институт высшей школы: www.nihe.bsu.by
- Республиканский институт контроля знаний:www.rikz.unibel.by
- Информация о высших учебных заведениях Республики Беларусь: http://www.abiturient.by
- Учреждения профессионально-технического и среднего специального образования региона:www.kudapostupat.by
http://www.abiturient.by - информация о высших учебных заведениях Республики Беларусь, сведения о специальностях, правилах приема, результатах конкурса за предыдущий год;
http://www.moldovajob.com/dictionary_profession/index.htm - словарь профессий;
http://www.e-xecutive.ru/career/trades - справочник профессий.
Сайты по трудоустройству в Республике Беларусь:
http://www.mintrud.gov.by - сайт Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь;
http://www.gomel-region.by/ru - сайт Гомельского облисполкома;
http://www.vitebsk-region.gov.by/ru - сайт Витебского облисполкома;
http://www.brest-region.by - сайт Брестского облисполкома;
http://www.grodno-region.gov.by/ru - сайт Гродненского облисполкома;
http://region.mogilev.by - сайт Могилевского облисполкома;
http://www.minsk-region.gov.by/index.php?lang=ru - сайт Минского облисполкома;
http://minsk.gov.by/ru - сайт Минского городского исполнительного комитета.