Государственная программа «Образование и молодежная политика» на 2021 – 2025 годы
Региональный комплекс мероприятий направлен на выполнение следующих задач:
обеспечение доступности, качества и эффективности дополнительного образования детей и молодежи, ориентированного на развитие личностных мотиваций, предпочтений и возможностей к занятиям творчеством, трудом, искусством и спортом;
обеспечение доступности, качества и эффективности детского отдыха и оздоровления, развитие инфраструктуры и обеспечение инновационного характера развития воспитательно-оздоровительных учреждений образования;
создание условий для эффективной самореализации молодежи, формирования у молодежи через систему героико-патриотического и духовно-нравственного воспитания активной гражданской позиции, любви к Родине, гордости за ее прошлое и настоящее, ответственности за судьбу Беларуси;
формирование ответственного поведения и ценностного отношения молодежи к собственному здоровью как условию личного благополучия и здоровья будущих поколений.
На 01.09.21 г. доля выпускников текущего учебного года, завершивших обучение и воспитание на III ступени общего среднего образования и продолживших обучение на уровне профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, от общей численности выпускников текущего учебного года должна составить не менее 93,5% во всех регионах области; на 01.09.22 г. – 94%.
Охват детей и молодежи в возрасте от 6 до 18 лет дополнительным образованием на базе учреждений дополнительного образования на конец 2021 года должен составить не менее 67% во всех регионах области.
Охват лиц с особенностями психофизического развития дополнительным образованием детей и молодежи – 48%.
Охват детей и молодежи в возрасте от 6 до 18 лет отдыхом и оздоровлением в летний период 2022 г. должен составить 36%.
Доля молодежи, охваченной различными формами общественно-политической, гражданско-патриотической, экономической, социальной и культурной деятельности, от общей численности на конец 2021 г. должна составить не менее 76%.
Охват молодежи, вовлеченной в мероприятия по формированию здорового образа жизни и семейных ценностей, от общей численности на конец 2021 г. – 67%.
Совершенствование правовых, организационных
и институциональных условий для улучшения положения детей
Брак, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства. Здоровье, образование, духовно-нравственные ценности, социальные и личностные качества, гражданская позиция и политическая активность, выбор жизненных приоритетов несовершеннолетними будут напрямую влиять на развитие страны в ближайшем будущем, в том числе на уровень рождаемости, благополучие института семьи, темпы развития экономики, социально-политическую стабильность государства и безопасность общества.
Проблемы в коммуникации, недостаток активных, социально полезных и значимых для детей форм общения и взаимодействия ведут к нарастанию тенденций проблемного поведения: от индивидуальных и групповых форм буллинга до самоизоляции и формирования интернет-зависимости. Воспитание молодых граждан, готовых к активному взаимодействию с государством, участию в принятии ответственных решений, – необходимое условие интеграции ответственной и социально активной молодежи в общественно-политическую жизнь страны.
Совершенствование правовых, организационных и институциональных условий для улучшения положения детей в Республике Беларусь предусмотрено в Национальном плане действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2017 – 2021 годы (далее – План).
В целях выполнения плана необходимо обратить особое внимание на обеспечение повышения профессиональной компетентности педагогических работников учреждений образования по вопросам поликультурного воспитания обучающихся, формирования толерантного отношения, понимания различий, умения противостоять предрассудкам и другим явлениям, ведущим к социальной изолированности, формирования культуры ненасилия в обществе, реабилитации детей, пострадавших от насилия, профилактики насилия над детьми, насилия в семье, формирования у обучающихся навыков здорового образа жизни, правовой и информационной культуры.
Актуализируя содержание и научно-методического обеспечения процесса непрерывного воспитания и социально-психологического сопровождения становления личности обучающегося на основе компетентностного подхода в учреждениях общего среднего и дополнительного образования детей и молодежи следует провести «ревизию» диагностического инструментария для определения эффективности воспитания по направлениям воспитательной работы и социально-психологического сопровождения.
Следует продолжить повышение правовой грамотности и правовой культуры детей путем проведения в учреждениях образования тематических мероприятий. Повышение уровня экономической культуры подростков можно обеспечить через использование потенциала факультативных занятий финансовой грамотности, содействие трудоустройству и временной занятости несовершеннолетних.
Актуальной остается проблема внедрение инновационных форм профориентационной работы с обучающимися, взаимодействие в этом направлении с учреждениями профессионально-технического и среднего специального образования. Ознакомление обучающихся с современными рабочими профессиями и специальностями, условиями обучения может осуществляться путем проведения на базе учреждений профессионально-технического и среднего специального образования: мастер-классов и профессиональных проб по видам деятельности, ознакомительных экскурсий по учреждениям, музеям или музейным комнатам, выступлений в учреждениях общего среднего образования агитационных бригад обучающихся учреждений профессионально-технического и среднего специального образования, работы консультационного центра по профессиям, консультаций педагога-психолога по профессиональному самоопределению.
В целях формирования у обучающихся духовно-нравственных качеств следует продолжить практику организации и проведение благотворительных акций для оказания нуждающимся детям помощи и поддержки, расширить возможности участия в спортивных, культурных мероприятиях обучающихся с инвалидностью.
Формированию культуры здорового образа жизни, сохранению и укреплению здоровья детей будет способствовать проведение информационных, культурных, спортивных и иных мероприятий, в том числе по пропаганде здорового образа жизни, здорового питания, профилактике никотиновой, алкогольной и наркотической зависимости, ВИЧ/(СПИД) у детей и молодежи; организация занятий физической культурой, спортом, физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с учетом интересов и возможностей детей. Совершенствование форм и методов организации оздоровления и санаторно-курортного лечения детей позволит на должном уровне сохранять и поддерживать физическое здоровье детей.
Создание и внедрение программ обучения несовершеннолетних правилам безопасного поведения в интернет-пространстве, программ профилактики интернет-зависимости, предупреждения рисков вовлечения детей в противоправную деятельность будет способствовать формированию культуры безопасного пользования глобальной компьютерной сетью Интернет, сокращению числа детей, пострадавших от противоправного интернет-содержания. Повышению уровня культуры, безопасности жизнедеятельности обучающихся, практическому закреплению теоретических знаний по основам безопасности жизнедеятельности способствует участие в таких мероприятиях как республиканский смотр-конкурс детского творчества «Спасатели глазами детей», республиканские конкурсы «Школа безопасности», «Безопасное детство», республиканские акции «Не оставляйте детей одних!», «Летний патруль», «Молодежь за безопасность!», «В центре внимания дети!», слеты юных спасателей-пожарных.
В целях укрепления института семьи, упрочения ее статуса и повышения роли семейных ценностей в обществе как основы благополучия детей и государства необходимо активно включаться в республиканские, областные, городские и районные акции, благотворительные мероприятия, праздники, посвященные семье и детям, семейные и детские фестивали и выставки творчества, конференции, встречи отцов и др.
При планировании работы на новый учебный год следует предусмотреть ряд мероприятий, направленных на развитие детских и молодежных инициатив, повышение уровня участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, в информационно-просветительских программах, акциях, мероприятиях. Следует реализовывать меры, направленные на расширение практики привлечения детских парламентов к разработке нормативных правовых актов в области охраны прав детей на региональном уровне.
Реализация гендерного подхода при организации воспитательного процесса в учреждении общего среднего образования
30 декабря 2020 г. постановлением № 793 Совета Министров Республики Беларусь утвержден Национальный план действий по обеспечению гендерного равенства в Республике Беларусь на 2021-2025 годы.
В предстоящий пятилетний период и в долгосрочной перспективе вопросам гендерного равенства будет уделено особое внимание в рамках работы по достижению Целей устойчивого развития, содержащихся в резолюции Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 25 сентября 2015 г. № 70/1 «Преобразование нашего мира: повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года».
Под гендерной политикой понимается комплекс правовых и организационно-административных мер национального и регионального уровней, направленных на достижение и сохранение юридического и фактического равенства мужчин и женщин, а также предоставление равных возможностей женщинам и мужчинам (девочкам и мальчикам) для самореализации и развития во всех сферах общественных отношений.
В этом отношении остается ряд вопросов, требующих дальнейшей консолидации усилий и планомерных действий. Лишь 26,7% выпускников учебных заведений по специальностям, связанным с наукой, технологиями, инженерией и математикой составляют женщины. Оценочный валовой национальный доход на душу населения у женщин ниже, чем у мужчин. Уровень занятости женщин ниже, чем мужчин, – 64,2% и 71,6% соответственно. Сохраняется гендерный разрыв в оплате труда: в 2019 году он составил 26,9%. Женщины, в среднем, тратят в 2 раза больше времени на неоплачиваемый труд по уходу и работу по дому, чем мужчины, а в семьях с детьми до 10 лет – в 2,5 раза. Значительным остается разрыв в ожидаемой продолжительности жизни между женщинами и мужчинами – 10,1 года (в 2019 году ожидаемая продолжительность жизни у женщин – 79,4 года и 69,3 года – у мужчин; в Европе и Центральной Азии – 6,7 года). Требуются более оперативные и комплексные решения в целях противодействия насилию в семье. Недостаточное осознание обществом необходимости гендерного равенства является одним из препятствий на пути к достижению фактического равенства женщин и мужчин.
Развитие гендерной политики Республики Беларусь будет осуществляться по следующим направлениям:
совершенствование институционального механизма по обеспечению гендерного равенства;
выравнивание социально-экономических возможностей мужчин и женщин, содействие совмещению родительских и профессиональных обязанностей;
обеспечение гендерно-ориентированной охраны здоровья;
противодействие насилию в семье и торговле людьми;
информационно-просветительское сопровождение мер, направленных на обеспечение гендерного равенства.
В учреждениях образования в рамках организации образовательного процесса необходимо предусмотреть поддержку общественных инициатив, проведение конкурсов и мероприятий, направленных на повышение престижа отцовства, празднование Международного Дня отца. При выстраивании партнерских отношений с предприятиями и организациями, в которых работают родители учащихся, важно продвигать и популяризировать среди нанимателей концепцию «Компания, дружественная родителям», направленную на создание благоприятных условий труда для работников с семейными обязанностями, совмещение профессиональных функций и равноправного родительства.
Особое внимание следует обратить на повышение компетентности учителей в вопросах репродуктивного и сексуального здоровья подростков, формирования у обучающихся установок на здоровое репродуктивное поведение, ценностного отношения к равенству в семье, заботы о собственном психическом и физическом здоровье. Следует активнее внедрять в практику просветительские программы по репродуктивному и сексуальному здоровью для подростков с учетом гендерно обусловленной специфики поведения.
Необходимо предусмотреть меры по повышению информированности молодежи по вопросам противодействия торговле людьми, включая вопросы гендерного равенства, по профилактике заболеваемости и инвалидности детей и молодежи, в том числе по: рискованному поведению среди детей и молодежи; проблемам репродуктивного здоровья и его сохранению; профилактике абортов и незапланированных беременностей; современным методам контрацепции.
С этой же целью стоит использовать информационные материалы (буклеты, памятки) по вопросам развития, воспитания и обучения детей для родителей в целях повышения уровня их психологической культуры и компетентности в указанных вопросах.
В стране реализуется белорусско-шведский проект «Развитие и внедрение общенациональной системы вовлечения отцов в воспитание и заботу о своих детях в Республике Беларусь» на 2018-2021 годы, благодаря которому осуществляется формирование сети «Папа-школ». «Папа-школы» — это неформальные образовательные центры, где мужчины, у которых есть опыт позитивного отцовства и которые прошли соответствующие обучение, помогают другим мужчинам стать заботливыми, ответственными и компетентными отцами. Следует активно включиться в реализацию данного проекта: разместить информационные материалы по тематике проекта в учреждениях образования, на сайтах – видеоролики, пропагандирующие позитивный образ отца.
В июне 2021-2022 года рекомендуется включиться в акцию «Папин день – каждый день!», в июне 2022 г. – в акцию «Здоровье ребенка сегодня - здоровая нация завтра».
При планировании воспитательной работы следует предусмотреть проведение праздничных мероприятий, посвященных Дню женщин, Дню семьи, Дню защиты детей, Дню Матери, Международному Дню отца.
Следует спланировать проведение акций по вовлечению подростков и молодежи в мероприятия по формированию приверженности к здоровому образу жизни, повышению уровня знаний в вопросах психического, репродуктивного и сексуального здоровья. С этой целью следует практиковать приглашение специалистов центров дружественных подросткам и проведение выездных интерактивных мероприятий/акций по формированию у детей и подростков установок на здоровое репродуктивное поведение, ценности равенства в семье, навыков заботы о собственном психическом и физическом здоровье, привлечение внимания общественности к данной проблематике.
Особое внимание следует обратить на поддержание в актуальном состоянии на сайтах тематических страниц с информацией о предупреждении насилия в семье и оказании помощи пострадавшим. К Международному дню борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин с 25 ноября по 10 декабря 2021 г. МВД, Минтруда и соцзащиты, агентством ООН в Беларуси будет проводится 16 дней активных действий против гендерного насилия. В сентябре 2021 г. стартует профилактическая акция «Старость без насилия!».
В 2021/22 учебном году необходимо активно включиться в информационную кампанию по вопросам безопасного поведения детей в онлайн-пространстве в целях их защиты от всех форм насилия и эксплуатации.
Целесообразно организовать проведение в учреждениях образования воспитательных мероприятий, направленных на повышение престижа семьи, формирование ответственного родительства, факультативных занятий «Основы семейной жизни», «Подготовка учащихся к семейной жизни», «Основы безопасного поведения в сети Интернет» и других.
Демографическая безопасность
Остается сложной демографическая ситуация в Республике Беларусь. За 2016–2019 годы численность населения сократилась на 96,3 тысячи человек. Коэффициент естественной убыли населения в целом по республике в 2019 году составил 3,5 на 1000 человек населения (в 2016 году – 0,2). Отмечена тенденция снижения рождаемости. Так, если в 2016 году родилось 117,8 тысячи детей и рождаемость составила 12,4 на 1000 человек населения, то в 2019 году родилось 87,6 тысячи детей, или 9,3 на 1000 человек населения. Продолжает оставаться актуальной проблема неустойчивости брачных союзов. Ценность и значимость официального брака для большинства населения сохраняется, но количество браков снижается наряду с увеличивающимся числом разводов. В связи с этим особого внимания требует оказание содействия семьям в укреплении брака, расширении различных форм просвещения родителей по вопросам воспитания, культурного развития и сохранения здоровья детей, подготовки молодежи к семейной жизни. С этой целью постановлением Совета Министров Республики Беларусь 19.01.2021 № 28 утверждена Государственная программа «Здоровье народа и демографическая безопасность» на 2021–2025 годы.
Основными задачами по реализации данной программы для учреждений образования являются: популяризация в обществе духовно-нравственных ценностей института семьи, совершенствование системы подготовки молодежи к семейной жизни; охрана психического здоровья и снижение уровня суицидов; повышение эффективности информационно-образовательной работы по профилактике ВИЧ-инфекции; снижение влияния факторов риска неинфекционных заболеваний за счет создания единой профилактической среды.
Ключевыми направлениями деятельности, которые позволят решить поставленные задачи, являются: повышение качества информационной работы по укреплению института семьи и семейных ценностей; внедрение в учреждениях общего среднего образования родительских университетов и обеспечение подготовки к семейной жизни обучающихся; реализация межведомственного профилактического проекта для учреждений общего среднего образования «Школа – территория здоровья»; создание и поддержка инициативных волонтерских групп по профилактике неинфекционных заболеваний и продвижению здорового образа жизни; информационное воздействие на обучающихся в целях предоставления полной и исчерпывающей информации о вреде чрезмерного употребления алкоголя, формирования культуры потребления алкогольных напитков; реализация комплекса мероприятий по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних; формирование эффективного межведомственного взаимодействия для выработки политики, направленной на профилактику формирования зависимости от психоактивных веществ.
В целях реализации поставленных задач следует эффективнее использовать образовательный потенциал центров, дружественных подросткам в вопросах репродуктивного и психического здоровья, профилактики суицидального поведения, употребления психоактивных веществ, по пропаганде здорового образа жизни, оказанию мульти дисциплинарной помощи подросткам, пережившим кризисные ситуации, Белорусского Общества Красного Креста при организации обучения обучающихся методам оказания первой помощи при состояниях, представляющих угрозу для жизни и (или) здоровья человека, а также модельного центра по обучению родителей основам безопасной жизнедеятельности детей на базе государственного учреждения «Брестский областной центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья».
В рамках родительских университетов необходимо уделить особое внимание повышению информированности и формированию компетенций родителей по вопросам оказания помощи и поддержки подростков в кризисной ситуации, продвижению и популяризации позитивного опыта семейного воспитания, проведению мероприятий, направленных на формирование у родителей навыков бесконфликтного общения и конструктивного взаимодействия в семье.
В рамках Всемирных дней здоровья следует предусмотреть проведение информационных кампаний по вопросам негативного влияния потребления табака на здоровье детского организма.
Необходимо обеспечить контроль за выполнением алгоритма межведомственного взаимодействия по вопросам профилактики, индивидуальной реабилитации несовершеннолетних, употребляющих алкоголь, слабоалкогольные напитки и пиво.
С 2021 по 2024 гг. Министерством образования предусмотрена реализация профилактического проекта «Трезвый Я – лучше!» по профилактике потребления алкоголя среди молодежи в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего, среднего специального и профессионально-технического образования, ежегодно – проведение республиканских акций «Я выбираю спорт как альтернативу пагубным привычкам», «Забег трезвости», системы мероприятий по профилактике потребления психоактивных веществ, информационно-образовательных акций в целях повышения осведомленности в вопросах, связанных с психическим здоровьем.
Руководителям необходимо обеспечить функционирование на базе учреждений образования служб школьной медиации.
Напоминаем, что ежегодно до 1 ноября в каждом учреждении образования проводится психодиагностическое исследование суицидального поведения обучающихся.
В целях создания комфортных условий для обучения учащихся следует внедрить в практику работы проведение в учреждениях образования адаптационных тренингов с учащимися нового набора.
Ожидаемые результаты к 2025 году – количество учреждений общего среднего образования, в которых реализуются программы педагогического просвещения родителей и (или) программы факультативных занятий, содержащие вопросы подготовки обучающихся к семейной жизни, – 100 процентов.
Правовое просвещение обучающихся
Актуальным направлением воспитательной работы остается правовое. 24 февраля 2021 г. постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 107 утвержден План мероприятий по правовому просвещению граждан в 2021 – 2025 годах.
В целях выполнения данного документа учреждениями образования при планировании своей работы необходимо предусмотреть реализацию комплекса мероприятий правовой и профилактической направленности, просветительских, воспитательных мероприятий, семинаров, занятий для обучающихся, родителей по вопросам повышения уровня правосознания, популяризации законопослушного образа жизни, по повышению ответственности родителей за безопасность детей и организацию их занятости в свободное от учебных занятий время.
Следует активнее внедрять в образовательный процесс учебные программы факультативных занятий по правам человека: «Будущее начинается сегодня» для III (IV), V (VI), VII (VIII) классов учреждений, реализующих образовательные программы общего среднего образования и «Права человека – высшая ценность государства и общества» для X – XI классов учреждений, реализующих образовательные программы общего среднего образования, профессионально-технического и среднего специального образования. Нужно поддерживать детские общественные объединения правовой направленности: отряды юных инспекторов дорожного движения, юных спасателей-пожарных, юных друзей милиции, юных друзей пограничников, молодежные отряды охраны правопорядка.
Проведение месячников (декад/недель) правовых знаний, конкурсов творческих работ обучающихся (эссе, рисунок, плакат, сочинение, анимация, видеоролик), акций, викторин, олимпиад на правовую тематику должны найти свое место в воспитательной системе учреждений образований.
При решении актуальных проблем правового воспитания несовершеннолетних, а также обеспечении их доступа к правовой информации необходимо эффективно использовать возможности Детского правового сайта.
При планировании работы школьных, районных УМО классных руководителей, специалистов СППС предусмотреть организацию и проведение обучающих семинаров, конференций по повышению уровня правосознания обучающихся, в том числе по вопросам использования государственных информационно-правовых ресурсов, по вопросам безопасного поведения в глобальной компьютерной сети Интернет, киберпреступности среди учащихся учреждений образования, а также предотвращения кибербуллинга, по проблемам наркомании, токсикомании, алкоголизма и профилактики правонарушений. Ежеквартально проводить тренинги для педагогических работников и родителей в целях обучения методике выявления учащихся, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, потребляющих наркотические средства или алкогольные напитки. В целях профилактики потребления наркотических средств и их аналогов, алкоголя и табачных изделий следует развивать сотрудничество с практикующими психологами, специалистами, работающими в сфере профилактики потребления наркотических средств, представителями общественных организаций и религиозных конфессий и активно привлекать их для работы с подростками и родительской общественностью.
Руководителям учреждений образования необходимо обеспечить размещение информации, посвященной предупреждению правонарушений, соблюдению законодательства, популяризации правовой культуры и законопослушного образа жизни, на официальном сайте учреждения образования.
Повышение цифровой грамотности обучающихся
На республиканском уровне принят ряд нормативных правовых актов, регулирующих процессы цифровизации, происходящие в обществе. Это Декрет Президента Республики Беларусь от 21 декабря 2017 г. № 8 «О развитии цифровой экономики», Стратегия развития информатизации в Республике Беларусь на 2016-2022 годы, одобрена на заседании президиума Совета Министров Республики Беларусь 3 ноября 2015 года, Государственная программа «Цифровое развитие Беларуси» на 2021–2025 годы утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 66 от 2 февраля 2021 г., 15 марта 2019 г. Министром образования Республики Беларусь И.В. Карпенко утверждена Концепция цифровой трансформации процессов в системе образования республики Беларусь на 2019-2025 годы.
В Брестской области разработан и утвержден заместителем председателя Брестского облисполкома Региональный план мероприятий по реализации Комплексного плана мероприятий, направленных на принятие эффективных мер по противодействию киберпреступлениям, профилактике их совершения, повышению цифровой грамотности населения на 2021-2022 годы.
Целями цифровой трансформации процессов в системе образования являются:
подготовка обучающихся к жизни в цифровом обществе;
подготовка системы образования к работе в условиях быстрых изменений: внедрение инновационных технологий, изменение образовательных парадигм, гибкое формирование требований и программ;
оптимизация процессов, протекающих в системе образования;
обеспечение качества и мобильности предоставляемых образовательных услуг на всех уровнях образования;
повышение узнаваемости национальной системы образования и увеличение экспорта образовательных услуг.
Приобщение учащихся к цифровой деятельности необходимо направить на развитие у них универсальных компетенций по непрерывному самообразованию в цифровой образовательной среде, формированию цифровой грамотности.
Такие цифровые компетенции как технологии поиска в сети, создание мультимедиаконта, размещение его в сети, использование мобильных средств коммуникации и др. достаточно успешно формируются в образовательной среде.
Повышенное внимание необходимо обратить на такой компонент цифровой грамотности обучающихся как цифровая безопасность, к которой относятся умение защищать свои персональные данные, соблюдение этических и правовых норм при размещении цифрового контента в Интернете.
С этой целью необходимо разместить на официальных сайтах учреждений образования ссылки:
https://www.mvd.gov.by/ru/news/7021#! (Кибербезопасность - сайт МВД Республики Беларусь);
https://brest.mvd.gov.by/ru/news/3782 (Как не стать жертвой преступлений в социальных сетях - сайт УВД Брестского облисполкома)
https://mir.pravo.by/edu/internet-i-rebenok/ (блок информационных материалов «Ребенок и интернет» для педагогов, родителей, учащихся).
Руководителям учреждений образования необходимо отказаться от использования бесплатных сервисов электронной почты. В преддверии нового учебного года рекомендуется осуществить мониторинг информационных ресурсов учреждения образования: удалить неактуальную информацию, обновить информационные стенды, актуализировать рубрики и материалы официального сайта. Важно провести определенную работу с родителями по популяризации факультативных курсов: «Информационно-образовательные ресурсы сети интернет» для X класса и «Информационный навигатор» для 3 (4) класса.
Региональным методическим службам следует спланировать на 2021/2022 учебный год цикл онлайн-лекций, семинаров, круглых столов для всех категорий педагогических работников по вопросам профилактики и противодействия киберпреступности, безопасной работы в сети Интернет.
Классным руководителям с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся класса, существующих в детском коллективе проблем, связанных с цифровой грамотностью, рекомендуется при планировании воспитательной работы предусмотреть обучение детей эффективным приемам противостояния кибербуллингу, грумингу, буллициду, кибермошенничеству; познакомить родителей и учащихся с интернет-ресурсами для детей и подростков:
1. Народныя казкі для дзетак ад ЮНІСЕФ - www.kazki.unicef.by;
2. Сайт «Эльфик» - www.elfik.by;
3.Сайт Министерства обороны Республики Беларусь «Детям об армии» - www.deti.mil.by;
4. Сайт РОО «Белорусский Детский Фонд» - www.bcf.by;
5. Сайт ОО «Белорусский республиканский союз молодежи» - www.brsm.by;
6. Сайт ОО «Белорусский Фонд SOS-Детская деревня» - www.sos-villages.by;
7. Портал для детей больших и маленьких - www.deti.by;
8. Семейный портал - www.rebenok.by;
9. Раскраски для детей - www.raskraska.com;
10. Сайт Международного благотворительного фонда «Дети мира» - www.deti-mira.ru;
11. Белорусская республиканская пионерская организация - https://brpo.by/;
12. Общественное объединение «Белорусский республиканский союз молодежи» - www.brsm.by
13. Молодежное общественное объединение «Белорусский КВН» - www.kvn.by
14. Общественное объединение «Белорусская лига интеллектуальных команд» - www.blik.by
15. Республиканское общественное объединение «Белорусская Ассоциация клубов Юнеско» - www.belau.info
16. Детское общественное объединение «Ассоциация белорусских гайдов» - www.belguides.com
17. Белорусская молодежная общественная организация спасателей-пожарных - http://bmoosp.by
18. Общественное объединение «Белорусская ассоциация помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам» - https://lifeguide.by/.
При проведении акций, направленных на противодействие киберпреступности нужно предусмотреть разработку, изготовление и распространение среди учащихся и их родителей буклетов, памяток, листовок с информацией о правилах цифровой гигиены.