Проблема травмы представляет постоянный интерес для широкого круга специалистов, потому что травматические повреждения сопровождают человека на протяжении всей жизни. Рост концентрации населения в городах, интенсивное развитие транспортных средств, большое гражданское и промышленное строительство, многообразие бытовой техники сказываются на возрастании числа несчастных случаев у детей. В связи с этим детский травматизм становится важной социальной проблемой. В снижении детского травматизма играет большую роль не только устранение факторов внешней среды, но и воспитательная работа в школе, семье.
В структуре детского травматизма ведущее место занимает бытовой травматизм (57,2%), на втором месте находится уличный (14,2%), на третьем-спортивный-(12,9%). На школьный травматизм приходится 8,5%, транспортный- 7,2% случаев. Чаще всего дети получают травму на улице, во дворе, в квартире (75% от всех травм).
В последние годы бытовой травматизм приобретает исключительно массовый характер. Сегодня это несчастье уносит детские жизни. Кроме того, некоторые пострадавшие дети остаются инвалидами на всю жизнь. К инвалидности приводят травмы, связанные с повреждением конечностей, сопровождающиеся ампутацией пальцев, кистей, стоп, потеря зрения и травма мозга. В структуре всего детского травматизма бытовые травмы – не только наиболее грозное, но и самое распространенное явление. На их долю приходится от 50 до 70% всех несчастных случаев.
Наиболее частый вид бытового травматизма – это различного рода повреждения:ушибы, ссадины, раны, вывихи, переломы, сотрясения мозга, возникающие в результате падений. Особенно опасны падения с высоты – подоконников, крыш сараев, деревьев, качелей, лесенок, горок. Однако нередко ребенок может получить тяжелое повреждение и при падении на ровном месте.
Нередко дети страдают от ожогов. На их долю приходится от 6 до 10% детских травм и они дают один из самых высоких процентов печальных исходов в структуре травматизма. Более половины обожженных нуждаются в обязательной госпитализации, каждый из десяти подвергается операциям, нередко повторным. Большая часть обожженных – это дети в возрасте до 4-5 лет. Самые маленькие ребята чаще всего получают ожоги при опрокидывании на себя чашек, тарелок, кастрюль с горячим чаем, молоком.
Значительнее опасны ожоги пламенем, которые наиболее часто наблюдаются у ребят среднего и старшего возраста во время игр с огнеопасными предметами и вблизи костров.
Весьма опасны также поражения электрическим током, который вызывает не только глубокие ожоги, но и остановку сердца, дыхания, что требует немедленного проведения реанимационных мероприятий. Причина поражения нередко кроется в неисправности электропроводки и приборов, которые иногда берутся исправить сами ребята.
Нередко дети играют на территории строительных объектов, в местах прокладки газовых трасс и других коммуникаций. Именно это чаще всего является причиной падения детей с большой высоты, попадания в механизмы строительной техники и т.д.
Особое беспокойство вызывает транспортный травматизм. По тяжести полученных повреждений он является самым опасным для жизни из всех детей, умерших от травм и несчастных случаев в возрасте от 1 до 15 лет, каждый пятый погиб от транспортных травм. Большинство пострадавших от транспортных средств – дети школьного возраста (7-12 лет). Причиной этого вида травматизма служат нарушение детьми правил уличного движения, неправильное пользование общественным транспортом, игры на проезжей части дороги, катание на велосипедах по улицам с интенсивным движением. Широкое развитие детского спорта повлекло за собой увеличение числа спортивной травмы, наибольший процент этой травмы относится к неорганизованному спорту, особенно при стихийно возникающих футбольных матчах и хоккейных сражениях, катании на лыжах с пересечением проезжих дорог. Но и травмы на уроках физкультуры в школах занимают не последнее место. Причиной тому является слабая дисциплина, недостаточно тщательная подготовка мест занятий спортом, нечеткое объяснение того или иного занятия, а зачастую отсутствие страховки при выполнении прыжков через препятствие или работе на спортивных снарядах.
Количество детских травм возрастает весной и в конце лета. Наибольшее число травм отмечено во второй половине дня (с 14 до 24 часов) – 62,2%.
Изучение причин травм у детей показывает, что чаще всего они происходят по прямой или косвенной вине взрослых. Действительно разве мы не виноваты в том, что ребенок получает ожог или серьезное отравление из-за небрежного хранения спичек и лекарств, гибнет или с тяжелейшими переломами и сотрясением мозга попадает в травматологическую клинику в результате падения с большой высоты, так как мы забыли хорошо прикрыть окно или вовремя не прогнали его с крыши сарая?
« Вакцина против травматизма – это воспитание», - так сказал один из известных ученых. Думается, что эта формула справедлива не только по отношению к детям, но в еще большей степени она адресована к нам, взрослым. Воспитывая ребенка и прививая ему необходимые навыки безопасного поведения в быту, мы должны являть собой достойные образцы в этом отношении. Мы должны быть внимательными и собранными. По своей природе ребенок чрезвычайно любознателен, быстро развивается физически и психически. Дети раннего возраста в силу особенностей высшей нервной системы не могут постоянно длительно тормозить свои реакции, сидеть спокойно, как это от них требуют взрослые. Такое поведение вызывает перенапряжение процесса торможения и ведет к различного рода серьезным нарушениям поведения. При такой системе воспитания дети нередко становятся раздражительными, часто в ответ на непосильные для них требования затормозить свои действия отвечают бурной вспышкой возбуждения, бросаются на пол, бьют ногами или упрямо с криком требуют желаемого. И самое главное, добиваются своего – не всякая мать способна выдержать подобный натиск. Такая уступчивость может потом дорого стоить. Ребенок поймет, что при известной доле настойчивости он способен достигнуть своего. Так рождаются прецеденты для будущих несчастий, в том числе и травматологического плана.
Тогда где же выход? А выход все в том же – в создании максимально безопасных условий для активной деятельности ребенка, постоянных занятиях со взрослыми. От родителей требуется немало изобретательности. Занимаясь с ребенком, играя с ним, можно достигнуть гораздо большего, нежели постоянно сдерживать и ограничивать проявления его активности.
</article>